Пятница
19.04.2024
13:09
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS     
 
МБДОУ "Детский сад "Солнышко" 
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
проект »
Меню сайта

Минобр

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 65

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа
Войти через uLD


"Приобщение детей к народной культуре через народные традиции и праздники"

  В последнее время интерес к  национальным традициям  возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания, но и с тем, что становится все более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Его мировоззрение, поведение, привычки, способы взаимодействия с другими и многое другое есть результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей того общества, которое окружало с первого дня рождения.

   Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

   С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

   Приобщение детей к русской культуре в нашем детском саду происходит на основе интегрированного подхода. Знакомя дошкольников с народными традициями и праздниками, формируем представления детей о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства. С этой целью  планируем воспитательно-образовательную работу в системе (разработали проект).

   Проект «Приобщение детей к русской культуре через народные традиции и праздники» основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление с народными традициями, народным искусством, которое используем в следующих направлениях:

для оформления интерьера дошкольного учреждения, праздников, досугов: учитывая эстетическую значимость произведений народного декоративно-прикладного искусства, включение его в интерьер дошкольного учреждения создает эстетическую среду;
для ознакомления детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен; рассматривание изделий народных мастеров, росписи);
для развития детского творчества в  качестве образцов-эталонов сначала для прямого воспроизведения, а затем творческого осмысления и применения.

Представленная система занятий , праздников и другой деятельности построена на основе следующих положений:

интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры и т.д.);
тщательный, обусловленный  возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное);
создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельностью;
активное включение детей в различные виды деятельности;
индивидуальный подход к детям; учет их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов;
включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды, оформление и проведение праздников и досугов;
бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.

При организации занятий практикуем игровые формы обучения, организовываем выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства, театрализованные представления, досуги, выставки детских работ. К работе с детьми привлекаем родителей.

   Ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета).

   Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует к него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

   При организации детских праздников мы стараемся соблюдать принципы, характерные для русского досуга, - это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Считаем особенно важным, что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются значимыми явлениями духовной культуры русского народа. Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребенка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведении праздника.                       

    Готовясь к народным праздникам, воспитатель знакомит детей с песнями-закличками, традицией лепки птиц из теста, хороводами, песнями-колядками, воспитывая любовь к русской песне, красоте и поэзии русского слова. Знакомя с русскими народными праздниками, обращаемся к произведениям русских художников, показываем репродукции картин, где в ярких красках художники изображают народные гуляния с плясками, песнями…

   При оформлении помещения мы соблюдаем следующие правила: дизайн должен соответствовать содержанию праздника, законам эстетики и быть понятным ребенку, развивать у него художественно-эстетический вкус, создавать радостное настроение.

   Так как у нас разновозрастная группа, то в фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь их долевое участие от возраста к возрасту. Активными участниками праздников являются взрослые: работники ДОУ и конечно же родители.

   Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественное поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажей.

   Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности. 

   В нашем детском саду есть уголок «Русская изба». Все беседы о русских народных праздниках, обрядах и традициях мы проводим там.

 

Проект «Приобщение детей к русской культуре через народные традиции и праздники»

Матрица проекта

Вид проекта: познавательный.

Продолжительность: 1год.

Участники: воспитатели, родители, дети старшего и среднего возраста.

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, социализация, физическая культура

Актуальность: дети  имеют недостаточные представления о русской культуре: о праздниках, народных традициях, народных промыслах, обычаях, обрядах. Участие детей в проекте «Приобщение детей к русской культуре через искусство» позволит обогатить знания и представления детей о русской культуре, воспитать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам.

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей  в процессе реализации проекта.

Задачи:

  1. Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через искусство.
  2. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре.
  3. Знакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями, народными промыслами.
  4. Воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию.
  5. Активизировать речь, расширять словарь детей.
  6. Развивать коммуникативные навыки.
  7. Оформить «Русскую избу», «Театральную гостиную».
  8. Активно привлекать родителей.

Прогнозируемый результат:

  • использование детьми в активной речи произведений народного фольклора (потешки, считалки, загадки, заклички и приговорки, пословицы и поговорки).
  • умение играть в русские народные игры, используя считалки;
  • знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
  • осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи);
  • знание истории русского народного костюма, головных уборов;
  • умение различать и называть виды народного декоративно-прикладного искусства;
  • иметь представления об особенностях народной росписи.

 Кадры: педагоги имеют профессиональное образование: 1-ю квалификационную категорию.

Информационные ресурсы: ДОУ использует в работе нормативно-правовую базу, имеется обширное программно-методическое обеспечение к программе,  подписные издания «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду», Интернет-ресурсы

Социальные ресурсы: ДОУ взаимодействует со школой и СДК.

Материальные ресурсы: в ДОУ создана безопасная развивающая среда, имеется телевизор, музыкальный центр, в группе создана «Русская изба», уголок по изодеятельности, приобретены наглядные пособия по народным промыслам, имеются различные костюмы и атрибуты для проведения русских народных праздников, предметы народного декоративно-прикладного искусства.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

 

Этап

 

Содержание деятельности

 

Сроки

Поисковый

Формулируется проблема, определяются темы, цели и сроки. Планируются предстоящие дела и определяются средства.

Июнь

2013года

Аналитический

Проводится поиск информации в литературе, Интернете, помощь специалистов.

Анализируется информация,  составляется алгоритм действий, распределяются обязанности и поручения.

Июнь- августа

2013года

Практический

Привлекаются дети к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму.

Реализуются основные совместные действия (чтение литературы, разучивание, изготовление, беседы, обсуждения, просмотры, участие в мероприятиях, занятиях и др.).

Проводятся совместные и индивидуальные репетиции.

 

Сентябрь –

август

2013-2014г.г.

Презентационный

 

В обусловленный срок проводится  представление продукта проектной деятельности (взрослые и дети).

 

Контрольный

Проводится коллективный анализ проекта (Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли  что-нибудь новое? Что понравилось больше всего? и т.д.).

Самооценка.                            

 

Август

201 4г.

Организационные формы работы над проектом

Формы работы

Название

Сроки

Занятия

 

Тема: «Народное искусство»

1.Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.

Тема: «Волшебная Дымка»

1.Дымковские игрушки.

2. Рисование дымковских узоров.

Тема: «Русские народные потешки»

1.Водичка, водичка, умой мое личико.

2.Как у нашего кота…

Тема: «Рисуем отгадки к народным загадкам»

1.Отгадай загадку.

2.Хитрая плутовка, рыжая головка…

3.Он в берлоге спит зимой…

4. Коллективное оформление книги «Загадки».

Тема: «Русская народная сказка»

1.Сказочные птицы.

2.Мой любимый сказочный герой.

Тема: «Русский народный костюм»

1.История русского народного костюма

Тема: «Русские народные игры»

1.Русские народные подвижные игры.

Тема: «Пословицы, поговорки и скороговорки русского народа»

1.Пословицы и поговорки.

2.Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь.

Тема: «Русская матрешка»

1.Путешествие с матрешкой.

2. Семеновская матрешка.

Тема: «Сказки»

1.Рисование иллюстраций к русской народной сказке «Заяц, лиса  и петух»

Сентябрь

 

 

Октябрь

 

 

Ноябрь

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

Январь

 

 

Январь

 

Февраль

 

Март

 

 

 

 

Апрель

 

 

Май

 

Праздники и развлечения

1. Вечер загадок и отгадок «Ум хорошо, а два – лучше»

2. «Осенние посиделки»

3. Развлечение «Весела была беседа»

4. «Новый год-Коляда»

5. «Рождество Христово»

6. Развлечение «Васильев день. Колядки»

7. Развлечение «Как во тереме высоком»

8. «Играем Масленицу»

9. «Праздник весны»

10.«Праздник Пасхи и весны»

Сентябрь

 

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Апрель

 

Народные игры

 

1.Гуси-лебеди.

2.Обыкновенные жмурки.

3.У медведя во бору.

4.Филин и пташки.

5.Палочка-выручалочка.

6.Кот и мыши.

7.Краски.

8.Заря.

9.Горелки.

10.Пчелки и ласточка.

11.Волк.

12.Стадо.

13.Молчанка.

14.Зеркало.

15.Карусель.

16.Охотник.

17.Где мы были не скажем.

 В течение года на занятиях, в самостоятельной деятельности, на прогулке.                                  

Режимные моменты

 

 

Разучивание произведений устного народного творчества и использование их во время приема детей, приема пищи , умывания, одевания, укладывания спать, прогулок (Загадки, потешки и народные песенки, скороговорки, заклички, считалки, пословицы и поговорки, сказки)

 

 

В течение года

Работа с родителями

 

1.Консультация «Приобщаем детей к народным традициям»

2.Наглядно-текстовая информация для родителей  о народных праздниках: Пасха, Вербное воскресение, Новый год, Рождество, Зимние святки…

 

 

В течение года

Совместная деятельность взрослых и детей

1.Совместные праздники и развлечения.

2.Чтение адаптированных рассказов для детей «Знакомство с национальной культурой»

 

В течение года

 

Рукоделие

 

1.Лепка народных игрушек и их роспись по народным мотивам.

2.Плетение ковриков из полосок бумаги.

3.Поделки из природного материала.

 

В соответствии с сеткой занятий


 

Сообщения
Уважаемые, родители! В нашем детском саду имеются свободные места для детей. Всех желающих посещать детский сад, просим обратиться в администрацию ДОУ.

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Архив записей

Друзья сайта
  • Отдел образования
  • МБДОУ "Чебурашка" с.Толкаевка
  • МБДОУ "Солнышко" с.Троицкое
  • МБДОУ "Солнышко" с.Бурдыгино
  • МБДОУ"Солнышко" п.Сборовский
  • МБДОУ"Солнышко" с.2-Михайловка
  • МБДОУ "Солнышко" п.Уран
  • МБДОУ "Ромашка" с.Романовка
  • МБДОУ"Колосок" с.Матвеевка
  • МБДОУ "Колобок" с.Новобелогорка
  • МБДОУ "Петушок" п.Родинский
  • МБДОУ "Радуга" с.Покровка
  • МБДОУ "Ветерок" п.Войковский
  • МБДОУ "Зернышко" с.Гамалеевка-1
  • МБДОУ "Улыбка" п.Гамалеевка
  • МБДОУ"Звездочка" с.Николаевка
  • МБДОУ "Светлячок" п.Октябрьский
  • МБДОУ "Теремок" с.Федоровка
  • МБДОУ "Родничок" с.Первокрасное