"Приобщение детей к народной культуре через народные традиции и праздники"
В последнее время интерес к национальным традициям возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания, но и с тем, что становится все более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Его мировоззрение, поведение, привычки, способы взаимодействия с другими и многое другое есть результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей того общества, которое окружало с первого дня рождения.
Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Приобщение детей к русской культуре в нашем детском саду происходит на основе интегрированного подхода. Знакомя дошкольников с народными традициями и праздниками, формируем представления детей о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства. С этой целью планируем воспитательно-образовательную работу в системе (разработали проект).
Проект «Приобщение детей к русской культуре через народные традиции и праздники» основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление с народными традициями, народным искусством, которое используем в следующих направлениях:
для оформления интерьера дошкольного учреждения, праздников, досугов: учитывая эстетическую значимость произведений народного декоративно-прикладного искусства, включение его в интерьер дошкольного учреждения создает эстетическую среду;
для ознакомления детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен; рассматривание изделий народных мастеров, росписи);
для развития детского творчества в качестве образцов-эталонов сначала для прямого воспроизведения, а затем творческого осмысления и применения.
Представленная система занятий , праздников и другой деятельности построена на основе следующих положений:
интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры и т.д.);
тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное);
создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельностью;
активное включение детей в различные виды деятельности;
индивидуальный подход к детям; учет их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов;
включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды, оформление и проведение праздников и досугов;
бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.
При организации занятий практикуем игровые формы обучения, организовываем выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства, театрализованные представления, досуги, выставки детских работ. К работе с детьми привлекаем родителей.
Ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета).
Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует к него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
При организации детских праздников мы стараемся соблюдать принципы, характерные для русского досуга, - это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Считаем особенно важным, что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются значимыми явлениями духовной культуры русского народа. Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребенка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведении праздника.
Готовясь к народным праздникам, воспитатель знакомит детей с песнями-закличками, традицией лепки птиц из теста, хороводами, песнями-колядками, воспитывая любовь к русской песне, красоте и поэзии русского слова. Знакомя с русскими народными праздниками, обращаемся к произведениям русских художников, показываем репродукции картин, где в ярких красках художники изображают народные гуляния с плясками, песнями…
При оформлении помещения мы соблюдаем следующие правила: дизайн должен соответствовать содержанию праздника, законам эстетики и быть понятным ребенку, развивать у него художественно-эстетический вкус, создавать радостное настроение.
Так как у нас разновозрастная группа, то в фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь их долевое участие от возраста к возрасту. Активными участниками праздников являются взрослые: работники ДОУ и конечно же родители.
Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественное поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажей.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.
В нашем детском саду есть уголок «Русская изба». Все беседы о русских народных праздниках, обрядах и традициях мы проводим там.
Проект «Приобщение детей к русской культуре через народные традиции и праздники»
Матрица проекта
Вид проекта: познавательный.
Продолжительность: 1год.
Участники: воспитатели, родители, дети старшего и среднего возраста.
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, социализация, физическая культура
Актуальность: дети имеют недостаточные представления о русской культуре: о праздниках, народных традициях, народных промыслах, обычаях, обрядах. Участие детей в проекте «Приобщение детей к русской культуре через искусство» позволит обогатить знания и представления детей о русской культуре, воспитать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи:
- Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через искусство.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре.
- Знакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями, народными промыслами.
- Воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию.
- Активизировать речь, расширять словарь детей.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Оформить «Русскую избу», «Театральную гостиную».
- Активно привлекать родителей.
Прогнозируемый результат:
- использование детьми в активной речи произведений народного фольклора (потешки, считалки, загадки, заклички и приговорки, пословицы и поговорки).
- умение играть в русские народные игры, используя считалки;
- знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
- осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи);
- знание истории русского народного костюма, головных уборов;
- умение различать и называть виды народного декоративно-прикладного искусства;
- иметь представления об особенностях народной росписи.
Кадры: педагоги имеют профессиональное образование: 1-ю квалификационную категорию.
Информационные ресурсы: ДОУ использует в работе нормативно-правовую базу, имеется обширное программно-методическое обеспечение к программе, подписные издания «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду», Интернет-ресурсы
Социальные ресурсы: ДОУ взаимодействует со школой и СДК.
Материальные ресурсы: в ДОУ создана безопасная развивающая среда, имеется телевизор, музыкальный центр, в группе создана «Русская изба», уголок по изодеятельности, приобретены наглядные пособия по народным промыслам, имеются различные костюмы и атрибуты для проведения русских народных праздников, предметы народного декоративно-прикладного искусства.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Этап
|
Содержание деятельности
|
Сроки
|
Поисковый
|
Формулируется проблема, определяются темы, цели и сроки. Планируются предстоящие дела и определяются средства.
|
Июнь
2013года
|
Аналитический
|
Проводится поиск информации в литературе, Интернете, помощь специалистов.
Анализируется информация, составляется алгоритм действий, распределяются обязанности и поручения.
|
Июнь- августа
2013года
|
Практический
|
Привлекаются дети к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму.
Реализуются основные совместные действия (чтение литературы, разучивание, изготовление, беседы, обсуждения, просмотры, участие в мероприятиях, занятиях и др.).
Проводятся совместные и индивидуальные репетиции.
|
Сентябрь –
август
2013-2014г.г.
|
Презентационный
|
В обусловленный срок проводится представление продукта проектной деятельности (взрослые и дети).
|
|
Контрольный
|
Проводится коллективный анализ проекта (Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли что-нибудь новое? Что понравилось больше всего? и т.д.).
Самооценка.
|
Август
201 4г.
|
Организационные формы работы над проектом
Формы работы
|
Название
|
Сроки
|
Занятия
|
Тема: «Народное искусство»
1.Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.
Тема: «Волшебная Дымка»
1.Дымковские игрушки.
2. Рисование дымковских узоров.
Тема: «Русские народные потешки»
1.Водичка, водичка, умой мое личико.
2.Как у нашего кота…
Тема: «Рисуем отгадки к народным загадкам»
1.Отгадай загадку.
2.Хитрая плутовка, рыжая головка…
3.Он в берлоге спит зимой…
4. Коллективное оформление книги «Загадки».
Тема: «Русская народная сказка»
1.Сказочные птицы.
2.Мой любимый сказочный герой.
Тема: «Русский народный костюм»
1.История русского народного костюма
Тема: «Русские народные игры»
1.Русские народные подвижные игры.
Тема: «Пословицы, поговорки и скороговорки русского народа»
1.Пословицы и поговорки.
2.Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь.
Тема: «Русская матрешка»
1.Путешествие с матрешкой.
2. Семеновская матрешка.
Тема: «Сказки»
1.Рисование иллюстраций к русской народной сказке «Заяц, лиса и петух»
|
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
|
Праздники и развлечения
|
1. Вечер загадок и отгадок «Ум хорошо, а два – лучше»
2. «Осенние посиделки»
3. Развлечение «Весела была беседа»
4. «Новый год-Коляда»
5. «Рождество Христово»
6. Развлечение «Васильев день. Колядки»
7. Развлечение «Как во тереме высоком»
8. «Играем Масленицу»
9. «Праздник весны»
10.«Праздник Пасхи и весны»
|
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Апрель
|
Народные игры
|
1.Гуси-лебеди.
2.Обыкновенные жмурки.
3.У медведя во бору.
4.Филин и пташки.
5.Палочка-выручалочка.
6.Кот и мыши.
7.Краски.
8.Заря.
9.Горелки.
10.Пчелки и ласточка.
11.Волк.
12.Стадо.
13.Молчанка.
14.Зеркало.
15.Карусель.
16.Охотник.
17.Где мы были не скажем.
|
В течение года на занятиях, в самостоятельной деятельности, на прогулке.
|
Режимные моменты
|
Разучивание произведений устного народного творчества и использование их во время приема детей, приема пищи , умывания, одевания, укладывания спать, прогулок (Загадки, потешки и народные песенки, скороговорки, заклички, считалки, пословицы и поговорки, сказки)
|
В течение года
|
Работа с родителями
|
1.Консультация «Приобщаем детей к народным традициям»
2.Наглядно-текстовая информация для родителей о народных праздниках: Пасха, Вербное воскресение, Новый год, Рождество, Зимние святки…
|
В течение года
|
Совместная деятельность взрослых и детей
|
1.Совместные праздники и развлечения.
2.Чтение адаптированных рассказов для детей «Знакомство с национальной культурой»
|
В течение года
|
Рукоделие
|
1.Лепка народных игрушек и их роспись по народным мотивам.
2.Плетение ковриков из полосок бумаги.
3.Поделки из природного материала.
|
В соответствии с сеткой занятий
|
|