Обновление предметно-развивающей среды
Одно из
важнейших условий воспитательно-образовательного процесса в МДОУ является
правильная организация предметно-развивающей среды. Предметно-пространственная среда развития воспитаников детского сада - организация пространста и использование детской мебели, игрушек и предметов, физкультурного оборудования и другого оснащения групп и детского сада в соответствии с целями безопасности и психологического благополучия каждого ребенка, обогащения условий его развития, что предполагает гибкое и вариативное использование пространства, уход от устаревшего подхода, связанного с жесткой функциональной закрепленностью зон и уголков внутри помещений и участков. Это означает, что организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по детскому саду, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.
Главное
требование к организации предметно-развивающей среды - ее развивающий характер,
адекватность реализуемой в ДОУ образовательной программе, особенностям
педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.
Ценностным
ориентиром для педагога МДОУ в предметно
- развивающей среде является содействие
развитию ребенка как личности. Это предполагает:
- обеспечение чувства психологической защищенности
- доверия ребенка к миру, радости существования; - формирование начал личности, развитие индивидуальности каждого ребенка.
Проектирование предметно-развивающей среды в МДОУ
осуществлялось на основе:
- требований нормативных документов; - реализуемой в ДОУ образовательной программы;
- материальных и архитектурно-пространственных
условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности); предпочтений, субкультуры и уровня развития
детей; - общих принципов построения
предметно-пространственной среды (гибкого зонирования,
динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов,
индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и
взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и
возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).
В процессе
проектирования среды продуманы варианты ее изменения. Условно можно выделить
следующие линии:
·
времени - обновление пособий, обогащение центров
новыми материалами и изменение организации пространства в течение учебного года;
·
освоенности
- с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного;
·
стратегического и оперативного изменения - по
мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности.
Опираясь на
современные, наиболее продуктивные средства создания развивающей среды педагоги
ДОУ создают оптимальные материально-технические
условия. Организованы специальные центры для разнообразной детской
деятельности: игровой, театрализованной, изобразительной, конструктивной,
опытнической, двигательной. Все центры оснащены необходимым материалом:
художественной литературой, наглядным материалом, развивающими играми.
Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования позволяет
дошкольникам заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг
другу. В группе создана уютная естественная обстановка,
гармоничная по цветовому и пространственному решению. Используются светлые
пастельные тона для оформления стен, подобрана мебель естественных оттенков.
Для активизации эстетических впечатлений используются различные
"неожиданные" материалы, пособия: художественные
фотографии, предметы современного декоративного искусства.
С
целью укрепления и сохранения здоровья воспитанников в ДОУ оборудованы в
соответствии с современными требованиями:
спортивный зал.
Большое
значение в МДОУ отводится и оформлению
пространства участка. Можно использовать некоторые переносные элементы:
украшенные разноцветные стойки, рейки, выносные сиденья; периметра песочницы,
ограждений деревьев привлекательными узорами (разноцветными рейками,
нарисованными божьими коровками, бабочками, стрекозами).
Успешность
влияния предметно-развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в
этой среде. Вся организация образовательного процесса в МДОУ предполагает
свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах
своего группового помещения. Такие составляющие, как пространство, время, предметное окружение
позволяют представить все особенности жизнедеятельности ребенка в
предметно-развивающей среде и правильно
организовать ее.
Использование
пространства
|
Влияние
предметно-развивающей
на физическое
развитие ребенка
|
Влияние предметно-развивающей
среды
на познавательно-речевое
развитие ребенка
|
Влияние
предметно-развивающей среды на социально - личностное развитие ребенка
|
Влияние
предметно-развивающей среды на
художественно-
эстетическое развитие
ребенка
|
Многофункцинальное
использование всех помещений ДОУ.
|
Увеличивается двигательное
пространство, что способствует увеличению двигательной нагрузки
|
Удаление «познавательных
центров» от игровых существенно влияет на результат работы в этих центрах.
|
Увеличение
пространства для деятельности и движений ведет к увеличению социальных
контактов на более благоприятной основе
|
Возможность использования
полученных знаний в различных
ситуациях
|
«Зонированное»
пространства, «лабиринтное» расположение мебели (при этом мебель не должна
быть высокой, чтобы визуально не исчезло ощущение простора, света в
помещении)
|
Двигаясь по «зонированному»
пространству, ребенок учится координировать свои движения, владеть своим
телом
|
Развивается ориентировка в
пространстве, чувство сопричастности с окружающей действительностью
|
«Уголки
уединения» в зонированном пространстве дают возможность ребенку уединиться.
Ребенок испытывает комфорт, эмоциональную надежность, безопасность.
Улучшается
социальный климат в целом
|
Появляется
возможность заниматься любимым видом деятельности: рисованием, лепкой,
аппликацией, художественным конструированием
|
Все
пространство «разделено» на части и вместо целостного пространства
проектируется множество небольших «центров», в которых относительно полно
представлены различные виды деятельности и имеется все необходимое
оборудование, развивающий материал
|
Создание
центров физических движений; спортивный зал, свободные коридоры дают
возможность заниматься физическими упражнениями, не мешая другим
|
У
ребенка есть возможность целенаправленно, сосредоточенно заниматься
каким-либо видом деятельности.
Развивается концентрация
внимания, усидчивость
|
Развиваются навыки
социокультурного поведения
|
Возможность заниматься
любимым видом деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной и
т.д.)
|
Использование
времени
|
Влияние
предметно-развивающей на физическое развитие ребенка
|
Влияние
предметно-развивающей среды на познавательно-речевое
развитие ребенка
|
Влияние
предметно-развивающей среды на социально - личностное развитие ребенка
|
Влияние
предметно-развивающей среды на художественно- эстетическое развитие
ребенка
|
Временная
последовательность разных видов жизнедеятельности.
|
Выработка динамических
стереотипов способствует улучшению здоровья ребенка в целом.
|
Ребенок учится планировать
свою деятельность более организованно и целесообразно проводить свободное
время.
|
Упорядоченное
времяпровождение ведет к эмоционально благоприятной атмосфере в группе.
|
Развивается
чувство сопричастности с окружающей действительностью
|
Оптимальное сочетание в
режиме дня регламентированной целенаправленной познавательной деятельности
под руководством взрослых, нерегламентированной деятельности при организации
взрослым и самостоятельной
деятельности
|
Отсутствует утомляемость
|
Оптимальное сочетание для
поддержания активности ребенка в течение дня.
|
Возможность разнообразного
общения.
|
В процессе самостоятельной
деятельности у ребенка появляется возможность использовать разнообразные
изобразительные материалы и действовать с ними.
|
Время для общения по
схемам:
«я - я»
«я - педагог»
«я - друг, друзья»
«я - все»
|
Разнообразие контактов
ведет к разнообразию двигательной активности
|
Разнообразие
общения - разнообразие информации, расширение ориентировки в окружающем мире
|
Широкая
социальная практика общения с разновозрастными партнерами
|
Возможность
заниматься самостоятельной и совместной творческой деятельностью со взрослым
и сверстниками
|
Использование предметного
окружения
|
Влияние
предметно-развивающей на физическое развитие ребенка
|
Влияние предметно-развивающей
среды на познавательно-речевое
развитие ребенка
|
Влияние
предметно-развивающей среды на социально - личностное развитие ребенка
|
Влияние
предметно-развивающей среды на художественно- эстетическое развитие ребенка
|
Разнообразное стационарное
оборудование сюжетно-ролевых игр (игры всегда развернуты)
|
Активизация двигательной
активности
|
Ориентировка в окружающей
действительности
|
Упражнение в различных
социальных ролях
|
Накопление
впечатлений - цветовых, звуковых, осязательных, составляющих фундамент на котором
зарождается интерес к прекрасному.
|
Дидактические
игры и пособия по всем разделам программы в доступном для ребенка месте
|
Развивается усидчивость,
внимания
|
Разностороннее развитие.
|
Обеспечение активного
общения.
|
Появляется простейшая
эстетическая избирательность
|
Таким образом,
предметно-развивающая среда МДОУ обеспечивает реализацию целей, задач и
содержанию основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
|