Обновление предметно-развивающей среды
Одно из важнейших условий воспитательно-образовательного процесса в МДОУ является правильная организация предметно-развивающей среды. Предметно-пространственная среда развития воспитаников детского сада - организация пространста и использование детской мебели, игрушек и предметов, физкультурного оборудования и другого оснащения групп и детского сада в соответствии с целями безопасности и психологического благополучия каждого ребенка, обогащения условий его развития, что предполагает гибкое и вариативное использование пространства, уход от устаревшего подхода, связанного с жесткой функциональной закрепленностью зон и уголков внутри помещений и участков.
Это означает, что организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по детскому саду, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.
Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее развивающий характер, адекватность реализуемой в ДОУ образовательной программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.
Ценностным ориентиром для педагога МДОУ в предметно - развивающей среде является содействие развитию ребенка как личности. Это предполагает:
- обеспечение чувства психологической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование начал личности, развитие индивидуальности каждого ребенка.
Проектирование предметно-развивающей среды в МДОУ осуществлялось на основе:
- требований нормативных документов;
- реализуемой в ДОУ образовательной программы;
- материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности); предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
- общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).
В процессе проектирования среды продуманы варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии:
· времени - обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение учебного года;
· освоенности - с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного;
· стратегического и оперативного изменения - по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности.
Опираясь на современные, наиболее продуктивные средства создания развивающей среды педагоги ДОУ создают оптимальные материально-технические условия. Организованы специальные центры для разнообразной детской деятельности: игровой, театрализованной, изобразительной, конструктивной, опытнической, двигательной. Все центры оснащены необходимым материалом: художественной литературой, наглядным материалом, развивающими играми. Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования позволяет дошкольникам заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. В группе создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Используются светлые пастельные тона для оформления стен, подобрана мебель естественных оттенков. Для активизации эстетических впечатлений используются различные "неожиданные" материалы, пособия: художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства.
Большое значение в МДОУ отводится и оформлению пространства участка. Можно использовать некоторые переносные элементы: украшенные разноцветные стойки, рейки, выносные сиденья; периметра песочницы, ограждений деревьев привлекательными узорами (разноцветными рейками, нарисованными божьими коровками, бабочками, стрекозами).
Успешность влияния предметно-развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация образовательного процесса в МДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Такие составляющие, как пространство, время, предметное окружение позволяют представить все особенности жизнедеятельности ребенка в предметно-развивающей среде и правильно организовать ее.
Использование пространства |
Влияние предметно-развивающей на физическое развитие ребенка |
Влияние предметно-развивающей среды на познавательно-речевое развитие ребенка |
Влияние предметно-развивающей среды на социально - личностное развитие ребенка |
Влияние предметно-развивающей среды на художественно- эстетическое развитие ребенка |
Многофункцинальное использование всех помещений ДОУ. |
Увеличивается двигательное пространство, что способствует увеличению двигательной нагрузки |
Удаление «познавательных центров» от игровых существенно влияет на результат работы в этих центрах. |
Увеличение пространства для деятельности и движений ведет к увеличению социальных контактов на более благоприятной основе |
Возможность использования полученных знаний в различных ситуациях |
«Зонированное» пространства, «лабиринтное» расположение мебели (при этом мебель не должна быть высокой, чтобы визуально не исчезло ощущение простора, света в помещении) |
Двигаясь по «зонированному» пространству, ребенок учится координировать свои движения, владеть своим телом |
Развивается ориентировка в пространстве, чувство сопричастности с окружающей действительностью |
«Уголки уединения» в зонированном пространстве дают возможность ребенку уединиться. Ребенок испытывает комфорт, эмоциональную надежность, безопасность. Улучшается социальный климат в целом |
Появляется возможность заниматься любимым видом деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией, художественным конструированием |
Все пространство «разделено» на части и вместо целостного пространства проектируется множество небольших «центров», в которых относительно полно представлены различные виды деятельности и имеется все необходимое оборудование, развивающий материал |
Создание центров физических движений; спортивный зал, свободные коридоры дают возможность заниматься физическими упражнениями, не мешая другим |
У ребенка есть возможность целенаправленно, сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Развивается концентрация внимания, усидчивость |
Развиваются навыки социокультурного поведения |
Возможность заниматься любимым видом деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной и т.д.) |
Использование времени |
Влияние предметно-развивающей на физическое развитие ребенка |
Влияние предметно-развивающей среды на познавательно-речевое развитие ребенка |
Влияние предметно-развивающей среды на социально - личностное развитие ребенка |
Влияние предметно-развивающей среды на художественно- эстетическое развитие ребенка |
Временная последовательность разных видов жизнедеятельности. |
Выработка динамических стереотипов способствует улучшению здоровья ребенка в целом. |
Ребенок учится планировать свою деятельность более организованно и целесообразно проводить свободное время. |
Упорядоченное времяпровождение ведет к эмоционально благоприятной атмосфере в группе. |
Развивается чувство сопричастности с окружающей действительностью |
Оптимальное сочетание в режиме дня регламентированной целенаправленной познавательной деятельности под руководством взрослых, нерегламентированной деятельности при организации взрослым и самостоятельной деятельности |
Отсутствует утомляемость |
Оптимальное сочетание для поддержания активности ребенка в течение дня. |
Возможность разнообразного общения. |
В процессе самостоятельной деятельности у ребенка появляется возможность использовать разнообразные изобразительные материалы и действовать с ними. |
Время для общения по схемам: «я - я» «я - педагог» «я - друг, друзья» «я - все» |
Разнообразие контактов ведет к разнообразию двигательной активности |
Разнообразие общения - разнообразие информации, расширение ориентировки в окружающем мире |
Широкая социальная практика общения с разновозрастными партнерами |
Возможность заниматься самостоятельной и совместной творческой деятельностью со взрослым и сверстниками |
Использование предметного окружения |
Влияние предметно-развивающей на физическое развитие ребенка |
Влияние предметно-развивающей среды на познавательно-речевое развитие ребенка |
Влияние предметно-развивающей среды на социально - личностное развитие ребенка |
Влияние предметно-развивающей среды на художественно- эстетическое развитие ребенка |
Разнообразное стационарное оборудование сюжетно-ролевых игр (игры всегда развернуты) |
Активизация двигательной активности |
Ориентировка в окружающей действительности |
Упражнение в различных социальных ролях |
Накопление впечатлений - цветовых, звуковых, осязательных, составляющих фундамент на котором зарождается интерес к прекрасному. |
Дидактические игры и пособия по всем разделам программы в доступном для ребенка месте |
Развивается усидчивость, внимания |
Разностороннее развитие. |
Обеспечение активного общения. |
Появляется простейшая эстетическая избирательность |
Таким образом, предметно-развивающая среда МДОУ обеспечивает реализацию целей, задач и содержанию основной общеобразовательной программе дошкольного образования.