Об утверждении и введении в действие
федеральных государственных требований
к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662) приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные настоящим приказом.
Министр А. Фурсенко
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
1. Общие положения
Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее – образовательные учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – федеральные требования) выполняют роль примерных для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста при предоставлении ими дошкольного образования в форме семейного образования.
Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
На основе федеральных требований разрабатываются:
примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования;
примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Федеральные требования пересматриваются и устанавливаются не реже одного раза в десять лет.
На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.
Основными пользователями федеральных требований являются:
образовательные учреждения, реализующие
основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
родители (законные представители)
воспитанников, являющиеся первыми педагогами детей дошкольного возраста и ответственные за воспитание, охрану и
укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей детей;
органы, осуществляющие управление в
сфере образования, руководители образовательных учреждений, реализующих
основную общеобразовательную программу дошкольного образования, ответственные
за организацию и предоставление доступного и качественного дошкольного
образования в пределах своей компетенции и полномочий;
образовательные учреждения, реализующие
основную образовательную программу начального общего образования;
организации, обеспечивающие разработку
примерных основных общеобразовательных программ дошкольного и начального общего
образования;
организации, авторские коллективы,
разрабатывающие общеобразовательные программы дошкольного образования
(комплексные и по освоению отдельных образовательных областей);
уполномоченные органы исполнительной
власти, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности и
государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования;
уполномоченные органы исполнительной
власти, обеспечивающие контроль и надзор за соблюдением законодательства в
сфере дошкольного образования;
образовательные учреждения среднего
профессионального и высшего профессионального образования, осуществляющие
подготовку специалистов в сфере
дошкольного образования;
организации, осуществляющие повышение
квалификации и профессиональную переподготовку педагогических работников для
системы дошкольного образования;
объединения юридических лиц,
общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих
деятельность в сфере дошкольного образования.
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Программа должна:
соответствовать принципу развивающего
образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетать принципы научной обоснованности
и практической применимости (содержание программы должно соответствовать
основным положениям возрастной
психологии и дошкольной
педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике
дошкольного образования);
соответствовать критериям полноты,
необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи
только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к
разумному «минимуму»);
обеспечивать единство воспитательных,
развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного
возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и
навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного
возраста;
строиться с учетом принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей;
основываться на комплексно-тематическом
принципе построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных
образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования;
предполагать построение образовательного
процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы
с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является
игра.
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом ра13звитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.
В зависимости от направленности функционирующих в образовательном учреждении групп детей дошкольного возраста – общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной – могут применяться различные варианты соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, с учетом приоритетной деятельности образовательного учреждения по одному или нескольким направлениям развития детей (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому); и (или) по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; и (или) приоритетной деятельности по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии.
Общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
- пояснительная записка;
- организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
- содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
- содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
- планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы.