П
Р И К А З « 23 »
ноября 2009г. № 655 Об утверждении и
введении в действие
федеральных
государственных требований
к структуре
основной общеобразовательной программы
дошкольного
образования
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18,
ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34,
ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; №
6, ст. 738; № 14, ст. 1662) приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные
государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
Ввести в действие с 1 января 2010 года
федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, утвержденные настоящим приказом.
Министр
А. Фурсенко
Федеральные
государственные требования к структуре
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
1. Общие положения
Настоящие федеральные государственные
требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее – образовательные
учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их
объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной
программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Федеральные государственные требования к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее
– федеральные требования) выполняют роль примерных для родителей (законных
представителей) детей дошкольного возраста при предоставлении ими дошкольного
образования в форме семейного образования.
Федеральные требования учитывают особенности
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
На основе федеральных требований
разрабатываются:
примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования;
примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Федеральные требования пересматриваются и
устанавливаются не реже одного раза в десять лет.
На основе федеральных требований
осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного
образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной
аккредитации образовательных учреждений.
Основными пользователями федеральных
требований являются:
образовательные учреждения, реализующие
основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
родители (законные представители)
воспитанников, являющиеся первыми педагогами детей дошкольного возраста и ответственные за воспитание, охрану и
укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей детей;
органы, осуществляющие управление в
сфере образования, руководители образовательных учреждений, реализующих
основную общеобразовательную программу дошкольного образования, ответственные
за организацию и предоставление доступного и качественного дошкольного
образования в пределах своей компетенции и полномочий;
образовательные учреждения, реализующие
основную образовательную программу начального общего образования;
организации, обеспечивающие разработку
примерных основных общеобразовательных программ дошкольного и начального общего
образования;
организации, авторские коллективы,
разрабатывающие общеобразовательные программы дошкольного образования
(комплексные и по освоению отдельных образовательных областей);
уполномоченные органы исполнительной
власти, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности и
государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования;
уполномоченные органы исполнительной
власти, обеспечивающие контроль и надзор за соблюдением законодательства в
сфере дошкольного образования;
образовательные учреждения среднего
профессионального и высшего профессионального образования, осуществляющие
подготовку специалистов в сфере
дошкольного образования;
организации, осуществляющие повышение
квалификации и профессиональную переподготовку педагогических работников для
системы дошкольного образования;
объединения юридических лиц,
общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих
деятельность в сфере дошкольного образования.
2. Требования к структуре
основной общеобразовательной
программы дошкольного образования
Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования(далее – Программа) разрабатывается, утверждается и
реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных
программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается
уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных
требований.
Программа определяет содержание и организацию
образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на
формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих
социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного
возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии
детей.
Содержание Программы включает совокупность
образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –
физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и
художественно-эстетическому.
Программа должна:
соответствовать принципу развивающего
образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетать принципы научной обоснованности
и практической применимости (содержание программы должно соответствовать
основным положениям возрастной
психологии и дошкольной
педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике
дошкольного образования);
соответствовать критериям полноты,
необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи
только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к
разумному «минимуму»);
обеспечивать единство воспитательных,
развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного
возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и
навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного
возраста;
строиться с учетом принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей;
основываться на комплексно-тематическом
принципе построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных
образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования;
предполагать построение образовательного
процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы
с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является
игра.
Программа состоит из двух частей:
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками
образовательного процесса.
Обязательная часть Программы должна
быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную
общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение
воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень
развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных
программ начального общего образования. В группах компенсирующей и
комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя
деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Часть Программы, формируемая участниками
образовательного процесса отражает: 1) видовое
разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том
числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в
общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических,
профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому,
социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому
развитию детей (кроме деятельности по
квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
ра13звитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику
национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в
которых осуществляется образовательный процесс.
Время, необходимое для реализации Программы,
составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым
пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и
потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.
Объем обязательной части Программы составляет
не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части,
формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема
Программы.
В зависимости от направленности
функционирующих в образовательном учреждении групп детей дошкольного возраста –
общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной – могут
применяться различные варианты соотношения
обязательной части Программы и части, формируемой участниками
образовательного процесса, с учетом приоритетной деятельности образовательного
учреждения по одному или нескольким направлениям развития детей (физическому,
социально-личностному,
познавательно-речевому, художественно-эстетическому); и (или) по
проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных
мероприятий и процедур; и (или) приоритетной деятельности по коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом развитии.
Для всех образовательных учреждений, имеющих
группы для детей старшего дошкольного возраста, в Программе отражается
приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных
стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях,
реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
Общий объем обязательной части Программы,
рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития,
спецификой дошкольного образования и
включает время, отведенное на:
- образовательную деятельность,
осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности
(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной,
чтения);
- образовательную деятельность,
осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Общий объем обязательной части основной
общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья,
которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной
направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в
соответствии с возрастом воспитанников,
основными направлениями их развития, спецификой дошкольного
образования и включает время, отведенное
на:
- образовательную деятельность,
осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности
(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной,
чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей;
- образовательную деятельность с квалифицированной
коррекцией недостатков в физическом и
(или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
В группах сокращенного дня и кратковременного
пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной
является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения), и образовательная деятельность,
осуществляемая в ходе режимных моментов.
Обязательная часть Программы должна
содержать следующие разделы:
- пояснительная записка;
- организация режима пребывания детей в
образовательном учреждении;
- содержание психолого-педагогической
работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура»,
«Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
- содержание коррекционной работы (для
детей с ограниченными возможностями здоровья);
- планируемые результаты освоения детьми
основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы.
...читать дальше
|