«Как правильно вести
себя с ребёнком»
Уважаемые
родители! Предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые помогут вам
грамотно строить своё взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить
сыну или дочери радость бытия и познания мира.
Ребёнок 2-3 лет интенсивно овладевает речью,
общением, культурой человеческого мышления. При этом важно отметить, что
умственное развитие связано с воспитанием ребёнка и возникает исключительно,
как говорят учёные, благодаря ранней социализации малыша, т. е. благодаря
взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребёнка начинается очень
рано. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных
проявлениях и поступках мир, в котором живёт. Можно сказать, что мы
"лепим" дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким сделает
его социальное окружение. Вывод один: духовно обогащённая окружающая
действительность - главное условие нравственно-этического развития личности
ребёнка.
В данный период психика ребёнка устроена
так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. При
этом он каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается самим
упражнением. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные
назвали период второго года жизни (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом "Я
сам!". Если ребёнка лишить этого активного взаимодействия с окружающим
миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство
сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Безразличие ведёт за
собой духовную леность. Так теряются рациональные зёрна раннего трудового
развития человека, которые должны быть "посеяны" уже на втором году
жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена
потребность в действии, а отсутствие её удовлетворения граничит с кризисом в
поведении. Уважаемые родители, помните, что, лишённый самостоятельности в
действиях с предметами, малыш начинает капризничать, не подчиняться взрослому,
протестовать всем своим существом. Так появляется негативное явление - детская
нервность.
Эмоциональная жизнь маленького ребёнка, его
чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального
внимания взрослых. Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребёнок,
умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет
испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам
выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он мал и
беспомощен, сделают всё за него. Не следует требовать от ребёнка того, что он
не в состоянии понять. Частые запреты, наказания за незначительные шалости
приводят к тому, что ребёнок становится замкнутым и агрессивным.
Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние
родителей. Не удивляйтесь, если заметите: плохое настроение мамы передалось
ребёнку. Он будет капризен, плаксив, беспокоен. Так же он реагирует на ссоры
между родителями, на их движения, тон голоса.
Классики о воспитании
детей « Приучать дитя вникать в душевное состояние
других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать, - значит дать
дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым.» Ушинский.
«Детское
"Дай", даже просто протянутая молча рука должны столкнуться
когда-нибудь с нашим "Нет", а от этих первых "Не дам, нельзя не
разрешаю" зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы.» Корчак.
«Первые
впечатления могущественно действуют на юную душу; всё дальнейшее её развитие
совершается под их непосредственным влиянием.» Белинский.
«Нельзя
грубо вторгаться в душевную организацию ребёнка. Дайте ему развиваться
свободно, и он сам сумеет выбрать то, что ему достно и интересно.» Конради.
«Лучшее
средство в деле воспитания - это дать проявиться в душе ребёнка какому-нибудь
хорошему чувству.» Щацкий.
|