Родительское собрание "В каждой семье свои традиции" Дата проведения: 14.12.12г.
Форма проведения : встреча
Цели: - способствовать
соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых;
-
обмен опытом семейного воспитания и традиций;
-
повышение педагогической культуры родителей;
-
поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
План проведения:
1.
Вступительное
слово
2.
Разминка
3.
Беседа
«Семейные традиции»
4.
Анализ
результатов исследований
5.
Подведение
итогов собрания. Принятие решения.
Вступительное
слово
Воспитатель.
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о
семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка-дошкольника.
Перед началом нашего разговора я предлагаю
вам провести традиционную разминку, немного расслабиться и поиграть.
Разминка
«Предмет моего детства»
На столе разложены различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, мягкая игрушка,
записка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его
детством, и по желанию рассказывает соответствующий эпизод из совей жизни.
Беседа «Семейные
традиции»
Воспитатель.
Как вы думаете, что означает слово «семья»? (Ответы)
По определению Владимира Ивановича Даля,
«семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми»
С давних пор о доме и семье всегда говорили
с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки,
пословицы и поговорки о семье.
Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а
вы – заканчивайте.
В гостях хорошо,
а… (дома лучше)
Не красна изба
углами, а… (красна пирогами)
Каково на дому,
таково и…(самому)
Дети не в
тягость, а… (радость)
Когда семья
вместе, и…(сердце на месте)
Всякой матери
свое…(дитя мило)
На свете все
найдешь, кроме… (отца и матери)
Мать кормит
детей, как…(земля людей)
Нет дороже…(отца с матерью)
Семья – это … (семь Я)
Как говорил философ Иван Александрович
Ильин, «семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и
начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребенок научается
любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь
открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья,
здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии
разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец»
Чешский психолог З. Матейчек отметил: «Семья
это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым
всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают
ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют
внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей.
В книге «Нестандартный ребенок» психолог
Владимир Леви раскрывает «образ дома» во всем его многообразии:
«Дом
был для меня адом. Скандалы и обвинения, запреты, недоверие, слежка… Постоянное
насилие над волей, связанность… равнодушие, одиночество, скука… Дом сломал
меня…»
«Дом был для меня раем, и за это я
поплатился. К реальной жизни оказался неприспособленным – сплошные
разочарования. Тоска по несбыточному, поиск невозможного, в конце концов
атрофия воли…»
Нет! Ни адом, ни раем не должен быть дом для
ребенка – но местом, где можно жить.
Местом, где жить хочется.
Безусловно, психологическую обстановку в
доме главным образом определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит
характер отношений с сыном или дочерью.
- А как
вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка – семье или
детскому саду? (Ответы родителей)
Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно,
принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании
ребенка» (Закон РФ «Об образовании»)
Уважаемые родители! Вы – первые и самые
важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное
влияние на то, что он будет считать важным
в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы не прожили, мы все равно
постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами
ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня
мать», «что мне показал отец».
Семья дает ребенку – то, что не может дать
никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными.
Вершиной становления родителей выступает
благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей –
ребенок.
Характер эмоционального благополучия или
неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми
в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые
влияют на развитие ребенка.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь
человеческого общения.
-
Как вы считаете, умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли
мы этому своих детей? (ответы)
Давайте
сегодня поговорим о семейных традициях:
…Очень
люблю, когда все собираются.
Белою
скатертью стол накрывается.
Бабушка
с мамою, папа и я,
Мы
называемся вместе – семья.
О. Высотская
Анализ
результатов исследований
1.Мини-анкеты
Воспитатель. Пожалуйста,
ответьте на вопросы мини-анкеты «В
каждом доме свои традиции»
-
Что по вашему, входит в понятие «семейные традиции?»
-
Какие семейные традиции есть в вашей семье?
-
Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
-
Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
2.Ознакомление с
традициями семей.
Родители
рассказывают о своих семейных традициях.
Семейные
традиции –
это, в первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и,
конечно же, день рождения ребенка; торжественные обеды по выходным, когда вся
семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать
деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это
традиция вместе с ребенком посещать музеи, выставки. Это и совместные игры.
Поздравления родственников. Традиционные походы, прогулки и пикники на природу.
Составление своей родословной и семейных альбомов. Коллекционирование и
проведение семейных концертов.
Подведение
итогов собрания
Воспитатель. В наших с вами
руках – вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и
почитающими родителей, знающими свою родословную
Берегите друг друга Берегите
друг друга,
Добротой
согревайте.
Берегите
друг друга,
Обижать
не давайте.
Берегите
друг друга,
Ссоры
все позабудьте
И
в свободную минуту
Рядом
друг с другом побудьте. О. Высотская
Предлагаем родителям взять с собой «Чудесную
сумку» и положить в нее то, что хотели бы взять с собой родители из
приобретенных сегодня знаний в будущее.
Решение
родительского собрания
- Принести в
детский сад фотографию семьи для оформления уголка семьи
- Начать
собирать коллекцию
|