«Утверждено»
приказом заведующего
Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад «Солнышко»
с. Михайловка Первая Сорочинского района
Оренбургской области»
№ 01 – 05/ 18А от 06.09.2013г.
______________ Л.Н. Потапова
«Принято»
на Общем собрании ДОУ
протокол № 2 от 06.09.2013г.
Положение о мониторинге
в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад «Солнышко» с. Михайловка Первая Сорочинского района Оренбургской области»
1. Общие положения
Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и использования информации об организации воспитательно-образовательного процесса, а также об удовлетворении образовательных потребностей родителей.
Мониторинг — это постоянное целевое наблюдение, систематическое отслеживание какого-либо пронесся, диагностика его состояния на базе систематизации существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Мониторинг связан со всеми функциями управления, ориентирован на информационное обеспечение управления, обеспечивает его эффективность, позволяет судить о состоянии объекта или процесса в любой момент времени.
Мониторинг осуществляется в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами федерального и регионального уровня, программой развития и образовательной программой учреждения, оперативными планами, методическими материалами и настоящим Положением.
Мониторинг организуется на уровне образовательного учреждения администрацией и педагогами. Для проведения особых видов мониторинговых исследований могут привлекаться специалисты других организаций. Информация, получаемая в ходе мониторинга, может быть использована органами управления.
2. Цель и задачи мониторинга
2.1. Целью мониторинга является создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии образовательного учреждения и основных показателях его функционирования, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.
2.2. Для достижения поставленной цели в ходе мониторинга решаются следующие задачи:
2.2.1. организация наблюдений и измерений, получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах деятельности в образовательном учреждении;
2.2.2. систематизация информации, повышение ее оперативности и доступности;
2.2.3. создание алгоритма мониторинговых исследований на всех уровнях;
2.2.4 совершенствование технологий информационно-аналитической деятельности;
2.2.5. координация деятельности всех субъектов образовательного процесса в образовательном учреждении;
2.2.6. обеспечение администрации образовательного учреждения, родителей и заинтересованных лиц общественно значимой информацией, получаемой при осуществлении мониторинга.
3. Функции мониторинга
3 1. Информационная:
- возможность получать обратную связь (выяснить результат педагогического процесса, получить сведения о состоянии объекта);
- возможность получать информацию об управлении субъектов; возможность анализа эффективности воспитания, образования и развития ребенка;
- возможность выявить проблемы, искажения.
3.2.Побудительная:
- стимуляция всех членов педагогического коллектива и родителей;
- повышение педагогической культуры, интереса к процессу и качеству воспитанию;
- побуждение педагогов к проведению самоанализа своего педагогического труда.
3.3.Формирующая:
- внедрение и эффективное использование «зоны ближайшего развития ребенка»;
- адекватный подбор форм, методов и приемов индивидуализации воспитательно-образовательной работы с детьми.
3.4.Коррекционная:
- обнаружение и фиксация многочисленных непрогнозируемых, неожиданных результатов реализации образовательной работы. Своевременное принятие соответствующих коррекционных мер.
Все функции мониторинга повышают качество обучения и воспитания.
4.Объекты мониторинга
Объектами мониторинга могут быть:
4. 1 . - воспитанник;
- педагог;
- группа;
- родитель;
- микро коллектив группы;
- педагогический коллектив;
- коллектив сотрудников;
а также любые структурные элементы воспитательно-образовательного процесса и его медико-педагогического, психологического и методического сопровождения.
4.2. Показатели мониторингового исследования определяются педагогическим коллективом ОУ в соответствии с его целями и задачами.
4.2.1.Показатели качества педагогической деятельности:
- сформированность интегративных качеств,
- освоение образовательных областей.
4.2.2. Направления педагогической деятельности:
- физкультурно-оздоровительное;
- познавательно-речевое;
- социально-личностное;
- художественно-эстетическое.
4.2.3.Компоненты воспитательно-образовательного процесса:
- условия (кадровые, материально-технические, учебно-материальные, медико-социальные, информационно-методические, психолого-педагогические, финансовые);
- организация (контингент и его дифференциация, режим работы, планирование и др.);
- содержание, цели, образовательные программы (технологии), планы, средства обучения, воспитательная система, диагностические методики и др.;
- результаты (текущие и итоговые), творческая деятельность, состояние
здоровья и др.
4.2.4. Деятельность:
Двигательная
Игровая
Продуктивная
Коммуникативная
Трудовая
Познавательно-исследовательская
Музыкально-художественная
Чтение художественной литературы
4.2.5 Процессы функционирования и развития учреждения и управление ими.
4.2.6. Взаимодействие образовательного учреждения с родителями воспитанников и окружающим социумом.
5. Основные направления и виды мониторинга
5.1.Мониторинг дошкольного образования осуществляется по различным направлениям в зависимости от его целей, уровня осуществления и обследуемого объекта. К основным направлениям мониторинга относятся:
- соблюдение законодательства в сфере деятельности образовательного учреждения;
- оснащенность воспитательно-образовательного процесса;
- уровень достижений в развитии ОУ;
- состояние здоровья воспитанников;
- профессиональное мастерство педагогов;
- состояние делопроизводства;
- качество организация управленческой деятельности;
- качество организации отдыха и оздоровления;
- качество организации дополнительных образовательных услуг;
- эффективность воспитательной работы;
- качество выполнения социального заказа родителей;
- психологический климат в микро коллективах;
- качество инновационной работы;
- качество реализации Основной общеобразовательной программы.
5.2.Мониторинг дошкольного образования, организуемый по выбранным направлениям, использует различные виды измерений, в соответствии с этим различают следующие виды мониторинга:
- педагогический;
- социологический;
- управленческий
Мониторинг может осуществляться как по отдельным видам, так и в комплексе в зависимости от его целей и организационных возможностей.
6. Информационный фонд мониторинга
Реализация мониторинга в образовательном учреждении предполагает организацию постоянного слежения и накопления данных на основе
а) отчетности, утвержденной нормативными актами федерального уровня (Министерства образования РФ и др.);
б) отчетности, утвержденной нормативными актами регионального, муниципального и территориального уровня (департамента образования, главного управления образованием Управы города, территориального отдела оперативного управления);
в) документов и материалов, полученных в ходе:
- лицензирования, аттестации;
- инспектирования деятельности образовательного учреждения;
- повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров;
- экспертизы инновационной деятельности;
г) результатов обследований, осуществляемых по запросам региональных органов власти;
д) результатов обследований, предусмотренных программой развития образовательного учреждения, Образовательной программой и годовыми планами работы;
е) результатов плановых, специально организованных мониторинговых исследований.
Для пополнения информационного фонда осуществляется заблаговременное предупреждение всех участников обследований, определяются сроки, формы сбора информации и представления материалов.
7. Организация и управление мониторингом
7.1.Руководство мониторингом в образовательном учреждении находится в компетенции руководителя ОУ и заместителя заведующего по УВР, которые
- определяют объем и структуру информационных потоков и организуют их;
- планируют и организуют комплексные мониторинговые исследования разных сторон деятельности учреждения;
- организуют распространение информации о результатах мониторинга.
7.2. Мониторинг осуществляется при участии всех субъектов образовательного процесса в учреждении; на основе его результатов фиксируется представление о состоянии всех субъектов и процессов в образовательном учреждении, прогнозируется их развитие.
7.3. Мониторинг, осуществляемый на локальном уровне педагогами в ходе
образовательной деятельности, представляет собой совокупность
непрерывных наблюдений и измерений, позволяющих
определять уровень развития индивидуального потенциала воспитанника
и корректировать, по мере необходимости, процессы воспитания, обучения
и развития в его интересах и интересов группы в целом.
7.4.Периодичность, показатели, формы сбора и обработки информации определяются администрацией образовательного учреждения.
7.5.Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации, за использование данных мониторинга, их обработку, анализ и распространение результатов.
7.6.С учетом изменений, происходящих в образовательном учреждении, возможна работа по пересмотру системы показателей мониторинга, совершенствованию методов и направлений исследований.
7.7.По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы в формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований. Материалы включают аналитическую информацию и предложения по вопросам, решение которых находится в компетенции образовательного учреждения.
7.8.Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, хранение, использование информации. Хранение и оперативное использование информации осуществляется посредством печатных и электронных баз данных. Срок хранения материалов 5 лет.
АЛГОРИТМ МОНИТОРИНГА
1. Нормативно-установочный этап
1.1.Определить цель и задачи мониторинга
1.2.Определить основные показатели и критерии
1.3.Выбрать способ установления реальных достижений обследуемого объекта
2. Аналитико-диагностический этап
3. Прогностический этап
4. Деятельностно - технический этап
5. Промежуточно-диагностический этап
6. Итогово - диагностический этап |